Наблюдая в жизни за разными людьми, сравнивая их достижения и особенности работы, легко видеть, что люди значительно отличаются друг от друга по своим способностям. Вопрос о своеобразии способностей у каждого члена общества имеет важное общественное значение. Известно, что в нашей стране утвержден принцип — от каждого по способностям.
В специальном исследовании, посвященном музыкальным способностям, были выявлены и изучены способности, необходимые для успешного занятия музыкой, в частности способность иметь слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма и др. При этом были подробно изучены трое детей-дошкольников, наиболее успешно занимавшихся в музыкальной группе. Оказалось, что один из них характеризуется сильным ладовым чувством и способностью к слуховому представлению при слабом чувстве фитма, другой — хорошей способностью к слуховому представлению и сильным чувством ритма при сравнительно слабом ладовом чувстве, третий — сильным ладовым чувством и чувством музыкального ритма при слабой способности к слуховым представлениям. Такие различия в способностях обусловили своеобразие музыкальности каждого ребенка; но все эти дети весьма успешно занимались музыкой (исследование Теплова).
Большое значение для различий в способностях имеют особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Известно, что обе сигнальные системы могут находиться в различном отношении друг к другу: возможно как равномерное развитие, так и относительное преобладание одной из них. С этим связаны важные типологические различия между людьми.
Высокую степень способностей обозначают словом талант. Талант — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающее возможность творческого выполнения той или иной деятельности. Уже в детском возрасте могут обнаружиться первые ростки таланта в области музыки, живописи и других видов искусства; нередко рано проявляются математический, технический, литературный таланты.