Главное, чтобы дома говорили на родном языке, от наших читателей
Вот и завершились летние каникулы, прозвенел первый звонок во всех школах страны, приглашая ребят на урок. Перед началом учебного года корреспонденту газеты «Илкэн» удалось поговорить с учителем чукотского языка Колымской средней школы им. Н. И. Таврата Верой Гаврильевной Дьячковой.
— Не хватает произведений чукотских писателей, что на чукотском, что на русском языках. Это основная проблема в нашем учебном процессе, — отмечает Вера Гаврильевна. — При том, что различаются диалекты с Чукоткой, нет авторов на нашем говоре. Кроме произведений Юрия Рытхэу и стихов Антонины Кымытваль практически нет литературы. На уроках часто используем стихи единственного местного автора — Григория Вельвина-Гырголь.
Ирина Курилова, Илкэн
Вера Гаврильевна рассказала, что весь учебный процесс выстроен по чукотскому календарю. Так, например, в сентябре проводится мероприятие «Тундровичок», где чествуют учеников, все лето проработавших в тундре, помогая родителям в кочевках, на рыбалке и охоте. В октябре проходят «Игры предков» в честь знатного оленевода Иннокентия Яковлевича Горулина. В этом же месяце ученики старших классов проходят практику в тундре во время осенней корализации. В 2013-2014 учебном году Колымская школа приняла статус «агрошколы», выпускники по окончании, которой получают корочку оленевода 3-го разряда. Могут работать в тундре как профессиональные оленеводы.
Школа известна как единственная школа в Республике Саха (Якутия), где изучается чукотский язык. Введено его преподавание в 1979 году, а в 1993 году учебное заведение получило статус «национальной». Здесь также преподаются юкагирский, эвенский и якутский языки. Самобытная школа находится в полиэтническом по своему составу селе Колымское Нижнеколымского района, где живут чукчи, эвены, юкагиры, якуты, русские и другие народы.
— Нам бы в начальных классах увеличить часы. Мы, конечно, ставим этот вопрос, но учебная программа загружена. В целом язык колымских чукчей, я считаю, еще не на грани исчезновения. В детском саду с детишками активно говорят на родном языке. Но ведь, главное, чтобы дома говорили на родном языке! Надо достучаться до родителей, чтобы в быту, в повседневной жизни использовался язык. Но дети стараются очень. Я бы хотела отметить Маликова Михаила, Сыроватскую Полину, в целом учеников 9-го класса, которые очень хорошо занимаются. Спасибо завучу Мае Константиновне Сыроватской, директору школы Галине Алексеевне Кемлиль, которые всегда поддерживают наши инициативы. Но, главное, для сохранения родного языка нужна поддержка со стороны родителей, — говорит Вера Гаврильевна.
Учительница признается, что часто самой приходится сочинять стишки для маленьких детей. Также она считает, что один час родного языка и литературы в неделю, это очень мало для освоения детьми своего родного языка. В средних классах даются два часа по языку и час литературе. В старших — три часа на родной и час на литературу.
Источник: http://yakutiakmns.org/archives/7665
Вера Гаврильевна работает в Колымской средней школе с 1999 года. Она признается, что хотела бы выйти на пенсию и уже подготовила себе смену, молодую учительницу Алину Альбертовну Дьячкову, которая закончила Институт народов Севера РГПУ им.А.И. Герцена. Но из-за нехватки учителей молодого специалиста пригласили в соседний поселок Походск преподавать русский язык и литературу. Поэтому пенсию пришлось отложить, пока молодой учитель не отработает и не приедет в родную школу.
Источник: http://bunker22.ru