Индивидуально, обновлено

Опубликовано: 27.12.2018
индивидуально

Наблюдая в жизни за разными людьми, сравнивая их достижения и особенности работы, легко видеть, что люди значительно отличаются друг от друга по своим способностям. Вопрос о своеобразии способностей у каждого члена общества имеет важное общественное значение. Известно, что в нашей стране утвержден принцип — от каждого по способностям.

В специальном исследовании, посвященном музыкальным способностям, были выявлены и изучены способности, необходимые для успешного занятия музыкой, в частности способность иметь слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма и др. При этом были подробно изучены трое детей-дошкольников, наиболее успешно занимавшихся в музыкальной группе. Оказалось, что один из них характеризуется сильным ладовым чувством и способностью к слуховому представлению при слабом чувстве фитма, другой — хорошей способностью к слуховому представлению и сильным чувством ритма при сравнительно слабом ладовом чувстве, третий — сильным ладовым чувством и чувством музыкального ритма при слабой способности к слуховым представлениям. Такие различия в способностях обусловили своеобразие музыкальности каждого ребенка; но все эти дети весьма успешно занимались музыкой (исследование Теплова).

Большое значение для различий в способностях имеют особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Известно, что обе сигнальные системы могут находиться в различном отношении друг к другу: возможно как равномерное развитие, так и относительное преобладание одной из них. С этим связаны важные типологические различия между людьми.

Высокую степень способностей обозначают словом талант. Талант — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающее возможность творческого выполнения той или иной деятельности. Уже в детском возрасте могут обнаружиться первые ростки таланта в области музыки, живописи и других видов искусства; нередко рано проявляются математический, технический, литературный таланты.

В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов различал три «специально человеческих» типа высшей нервной деятельности: с относительным преобладанием первой сигнальной системы — художественный тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы — мыслительный тип и, наконец, средний тип — с относительной уравновешенностью сигнальных систем.

В специальном исследовании (Лисенковой) были выявлены два основных типа письменной речи у старших школьников: 1) тип выразительной речи (с двумя подтипами — образно-выразительным и эмоционально-выразительным), характеризующийся тем, что образные и эмоциональные моменты пронизывают весь текст, а переход от одной части текста к другой обусловлен развертыванием образа и передачей настроения, и 2) тип логически связной речи, где текст носит понятийно-обобщенный характер, образно-эмоциональные элементы отсутствуют, а переход от одной части текста к другой определяется обобщенными, логическими связями. Первый тип речи означает относительное преобладание первой сигнальной системы, второй тип — относительное преобладание второй сигнальной системы.

Выполнение одной и той же деятельности может обеспечиваться разными сочетаниями способностей. Успешность деятельности может достигаться психологически разными путями.

Преподавателю в общеобразовательной школе также постоянно приходится обнаруживать, что одинаковая успешность в одной и той же деятельности обусловлена сочетанием разных способностей. В школьной практике часто встречаются случаи замещения, компенсации одних способностей другими. Так, например, ученики, которые не в состоянии сразу представить проекцию фигуры на плоскости, достигают нужного результата аналитически, путем рассуждений. Возможности своеобразного подхода к решению одной и той же задачи разными учащимися должны постоянно учитываться педагогом.

Талант не избавляет человека от необходимости работать, не заменяет собой труд. Для развития таланта необходимо длительное ученье и большая напряженная работа. Чем талантливее человек, тем сложнее и ответственнее задачи, которые стоят перед ним. Решение их требует исключительной трудоспособности.

В школе одни ученики обращают на себя внимание быстротой сообразительности, другие — живым восприятием поэтических произведений, третьи — технической изобретательностью,четвертые — хорошей сноровкой в лабораторных занятиях, пятые— наблюдательностью в отношении живой природы и т. д. Конечно, многое из этого может быть ярко выражено у одного и того же ученика. Но не бывает учеников, чьи способности совершенно не заключали бы в себе каких-нибудь ценных качеств.

Художественный тип характеризуется яркостью непосредственных впечатлений, образностью восприятия и памяти,богатством воображения. Мыслительный тип расположен к анализу и систематизации, к более обобщенному и абстрактному мышлению. Наиболее резко указанные особенности обнаруживаются у крайних представителей типов. Очень многие люди относятся к среднему типу.

Естественно возникает вопрос, как может первая сигнальная система преобладать в речевой деятельности, когда сама речь состоит из слов, т. е. «вторых сигналов» действительности? Это возможно потому, что образность в письменной речи есть следствие наглядного представления предметов описания; образные слова и обороты возникают не сами по себе, а благодаря яркости соответствующих представлений. Из многочисленных высказываний писателей известно, например, что они мысленно видят и слышат то, что им предстоит описывать словами.

Типологические особенности соотношения сигнальных систем могут проявляться в разных видах психической деятельности, в частности в речи и мышлении учащихся.

Социалистический строй впервые открыл ценность самых различных видов труда; в нашей стране всякий труд почетен. Государству нужны творческие работники во всех областях. Понятно, как важно, чтобы выбираемая выпускниками наших школ область деятельности в наибольшей мере соответствовала их индивидуальным способностям и склонностям. В силу широты человеческих способностей каждый может с успехом развиваться по многим направлениям, получить удовлетворение в ряде разнообразных деятельностей. Справедливо говорил писатель Николай Островский: «У нас не талантливы только лентяи».

Различия в способностях представляют особый интерес для учителя в школе. Объясняет ли преподаватель новый материал или проверяет знания, он каждый раз задумывается не только о подготовленности и прилежании учеников, но и об их способностях. О способностях же школьников можно судить по сравнительной легкости усвоения ими разных предметов и по качеству достижений. Особенности способностей сказываются также в устойчивых интересах. Без учета этих различий невозможно добиться общей успешности обучения и правильного развития отдельных учащихся.

В основу деления на указанные типы нервной деятельности положен принцип относительного преимущества, т. е. некоторого преобладания одной сигнальной системы над другой. Это никак не исключает высокого развития обеих систем у представителей как художественного, так и мыслительного типа, не означает какого-нибудь преимущества одного типа над другим. Кроме того, в ходе жизни свойства типа могут существенно меняться; типологические особенности не только проявляются, но и формируются, развиваются в деятельности. При любом типе нервной деятельности возможно всестороннее разв и-тие способностей.

Всестороннее развитие способностей не означает одинакового развития у всех людей одних и тех же способностей. Способности каждого развиваются по-своему, имеют свои особые достоинства и недостатки. Они так же неповторимы, как и те условия, в каких происходит их формирование. Индивидуально-типологическое своеобразие способностей требует особого внимания к себе и особых воспитательных воздействий для развития способностей, так как в дальнейшем может оказаться полезным для общества. Способности каждого заслуживают внимания и уважения. Нельзя способности «мерить одной меркой», не замечая и не ценя их особенностей у разных людей.

Источник: http://bunker22.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться