Творческие сны, озарение маккартни и советы психологов, новое
Она уверена, что состояние, которое иные считают совершенно бессознательным, может порождать творческие идеи: «Во сне мы настроены на внутреннюю волну, видим яркие визуальные образы, наша обычная логическая система приглушена, мы раскрепощены социально, и все это ведет к возникновению творческих ассоциаций, которые в состоянии бодрствования наш мозг отбраковывает как нелогичные».
Поскольку мелодия ему приснилась, Маккартни был уверен, что уже где-то ее слышал. Он начал проверять, спрашивать у знакомых, чья это музыка, но, похоже, она существовала только в его голове. Его ужасно смущал тот факт, что песня ему приснилась, и потому поначалу о словах он даже и не думал — так, слепил какую-то чепуху: «Яичница-болтунья, о, детка, как я люблю твои ножки…»
Гениальные ночные озарения — это вовсе не фантастика. Не зря о них рассказывают художники, писатели, музыканты, ученые. А психологи и нейробиологи подтверждают: между искусством и сновидениями существует естественная связь.
Об озарениях, посетивших их во сне, рассказывают ученые, музыканты, спортсмены, математики, писатели, художники. Такое случилось и с Полом Маккартни. Однажды он проснулся от того, что в голове у него звучала мелодия. Перед этим он видел сон, в котором звучала та же мелодия в исполнении классического струнного ансамбля. Он вскочил и начал наигрывать ее на пианино.
Даже самый креативный человек может однажды почувствовать, что вдохновение его покинуло. Как быть, если вам кажется, будто вы не способны придумать ничего нового? По мнению автора книги «Мозг во сне», иногда лучший способ вернуть музу — просто лечь спать.
Роджер Шепард, обладатель Национальной научной медали за открытия, повлиявшие на многие области науки, говорит, что некоторые его прозрения пришли к нему как визуальные образы предутренних снов, в том числе и движущийся образ трехмерных структур, которые стали основой для его революционного эксперимента в начале 1970-х: тогда он обнаружил, что мозг, чтобы идентифицировать трехмерные объекты, совершает ментальные вращения.
Когда он наконец пришел к выводу, что мелодия по праву принадлежит только ему, что это он ее придумал, Маккартни начал работать над словами, и получилась знаменитая песня Yesterday.
«Сон — это время, когда той части нас самих, которую мы не слышим, дозволено наконец высказаться, — и хорошо бы нам научиться слушать», — считает психолог из Гарварда Дирдре Барретт.
И Хоу увидел сон: дикари в боевой раскраске ведут его к месту казни. У дикарей в руках необычные пики: чуть ниже заостренных концов в них сделаны узкие отверстия.
Во сне к нему приходили и лингвистические шутки, музыкальные иллюзии, которые назвали «тоном Шепарда», а также визуальные иллюзии, вроде этого «Невозможного слона»:
Порою творческое прозрение приходит в виде визуальной метафоры. Например, когда Элиас Хоу, один из создателей швейной машинки, работал над своим изобретением, он не мог придумать, как закрепить иглу так, чтобы она свободно проходила сквозь ткань.
Конечно, трудно представить, будто наш мозг и был спроектирован с расчетом на ночные творческие подвиги, однако уникальная физиология сна может способствовать тому, чтобы по ночам мы становились особенно творчески восприимчивыми, со сказочными приключениями в качестве бонуса.
Источник: http://bunker22.ru