Забавное: superbetter vs боль
Не болейте!
Введение меня покоряет. Я словно бы читаю о себе — только без аварии и оформленных мыслей о суициде. Эта женщина смогла! Она написала книгу! А книгу потом перевели на другие языки, издали в МИФе (а это точно знак качества) — и, более того, эту методику даже используют для людей с ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство — печальный диагноз для лиц, прошедших через тяжелые события). Эти факты роятся в моём сознании, жужжат точно потревоженный улей, а я продолжаю читать. Понимаю, что эта книга — именно то, что нужно.
На работе мы все также вместе. Тиски на висках сжимаются сильнее. От них боль тянется к затылку и основанию черепа. Знобит. Кидает в жар. Снова знобит. Боль набирает обороты — ведь просто работать это скучно. Если бы боль была человеком, то у нее точно были бы тонкие губы, которые так и норовили бы сложиться в неприятную ухмылку. «Не думала, что меня приставят к такой слабачке», — словно говорит моя боль. Она брезгливо морщится — и усиливает прессинг. К ночи у меня совсем нет сил. Плакать нельзя. Боль за это наказывает строго — почти также, как за стоны или жалобы. Лучше всего молчать.
Практическая часть представлена восьмью главами. Каждая из них содержит слова поддержки и разные интересные техники. Особенно мне нравится техника психолога Гарвардской школы бизнеса, которая позволяет преобразовать чувство тревоги в радостное эмоциональное возбуждение. Она называется «Почувствуй радость!». По своему опыту хочу сказать, что она может работать не только с чувством тревоги перед каким-то событием, но и с теми горькими чувствами, которые возникают от очередной волной боли. Организм стрессует, память подбрасывает нам картины того, что мы уже испытывали в подобных обстоятельствах, как останавливался и менялся привычный ритм, словом, всё становится не очень классным. Техника же позволяет не утонуть в ожидании плохо, а оставаться в норме — и даже тонусе! Не знаю как описать лучше состояние человека, который буквально несколько дней загибался от боли, а потом смог вернуться к нормальной жизни, и всё это буквально силой мысли. Заменой понятий, изменением отношения к происходящему. «Вы меняете мысли об угрозе на мысли о вызове».
Я не призываю к самолечению. Здоровье — это очень важно, а организм человека — это очень сложно. Если у вас что-то болит, то лучше обратиться к квалифицированному врачу. А потом ещё к одному, и ещё к одному, пока у вас не будет точного диагноза — или уверенности, что никакого диагноза нет.
Книга логически поделена на несколько частей. И на тот случай, если вас будет разрывать любопытство, нетерпение или просто нужда (как это было со мной), то автор дал возможность смело перешагнуть через теорию и обратиться к практике.
Но самой главной частью книги для меня стала седьмая глава — «Плохие парни». На 170-ой странице я увидела комментарий, который был похож на мои мысли о боли, о том, как я вижу наше с ней существование, раз уж мы с ней так неразлучны.
Когда-то я удивлялась тому, что головная боль не отступала за одну ночь. Сейчас я начинаю удивляться только на пятые сутки. Короткое слово «боль» растягивается — и обволакивает все больше дней. Забирает мое хобби, разбивает планы, вламывается в мою жизнь так, словно она ковбой — а все то, что выстраивалось мною годами, лишь третьесортный салун. Я не знаю, кому принадлежит моя жизнь: боли или мне — и я не уверена, что смогу отстоять право на саму себя.
Врач отправляет меня на больничный. Начинается долгий месяц анализов. Температура через день, слабость. И боль. Целыми днями. Она засыпает со мной, будит среди ночи, просыпается рано утром — всегда рядом, ближе, чем кто-либо. Сил почти ни на что нет. Эмоции кончились где-то в начале больничного.
«Боль, которая не проходит <…> Победа над «плохим парнем» не означает, что боль прошла, потому что это редко случается. Она означает, что я управляю своим днем и не оправдываюсь тем, что испытываю боль».
«Сходите к неврологу», «Вот рецепт — это сильное успокоительное. Пропейте курс», «Что значит не помогло? Ну сдайте еще анализы», «Может, у вас малярия? А, вы не выезжали никуда?», «Если вы чувствуете себя лучше, мы можем вас выписать».
P.S. При этом не следует забывать о необходимости квалифицированной врачебной помощи. Если у вас что-то болит, пожалуйста, обратитесь к врачу. После фиаско с больничным мне потребовался еще год, чтобы добиться настоящего диагноза. Он непрост, а благодаря таким книгам, как «SuperBetter», у меня есть силы на борьбу.
Я стою в книжном магазине по пути с работы. В моих руках «SuperBetter» — и я не могу выпустить ее из рук. Головная боль тянет на улицу, правила приличия — тоже, ведь книжный магазин — это не библиотека и не место для чтения.
Таблетки и ампулы никогда не покидали мою сумку. Фото из личного архива.
Еще одной опорой стала техника бонусов. Пожалуй, это моя любимая часть. Нет ничего лучше, чем небольшие заряды энергии во время затяжных болей. И ценность, которую дает эта техника не только в том, чтобы почувствовать себя лучше здесь и сейчас, но и в том, чтобы в свои «стабильные» или «нормальные» моменты по-другому взглянуть на обычные вещи. Нейтральный запах любимого крема, ощущение силы в мышцах после короткой домашней тренировки, обед без гаджетов, догонялки с сыном… Это ценнее, чем кажется. Это мощнее, чем вы можете подумать.
Спасение, вдохновение, поддержка — и всё это собрано в одной книге. Фото из личного архива.
Сейчас у меня есть монетизированный канал по истории на Дзене. Я выступаю одним из организаторов мероприятий по военно-исторической реконструкции. Наши игры собирают людей, люди сдают деньги — а мы переводим их в фонд помощи ветеранов боевых действий в Афгане и Чечне. Мое хобби приобретает все больше граней, и я никогда не творила и не писала больше, чем сейчас.
Мое утро начинается с головной боли. Не метафорически. Она — мой вынужденный спутник. Вместе пробираемся через час пик в метро. На станции во время пересадки обязательно приходим в себя. Никто из нас не хочет повторения неприятных моментов дезориентации и потери сознания в общественных местах.
Вторая часть книги — Как проявлять игровой подход — стала местом моего паломничества первое время. Иногда я все же возвращаюсь к ней, потому что Джейн Макгонигал отлично умеет передавать ощущение поддержки и силы через книжные строки (спасибо переводчику, который смог сохранить ощущение руки помощи). К тому же, в каждой главе есть множество примеров, в которых вы, возможно, узнаете себя или кого-то из близких. Таким образом, чтение превращается в живой диалог — то с автором, то с самим собой, что позволяет прочувствовать методики гораздо лучше.
Не отчаивайтесь. Не бойтесь. Не стесняйтесь. Если вам плохо, вы не знаете, что делать, то попробуйте книги МИФа. Лично я рекомендую «SuperBetter» — для тех, готов сыграть в игру и выйти победителем.
«Меня мучают головные боли, — пока моей спутницы нет со мной, я скороговоркой сообщаю врачу все обстоятельства. Я очень надеюсь на помощь. Мне нужна помощь! — Болит часто, но никогда так сильно. Это происходит все чаще. Иногда я теряю сознание. Иногда повышается температура. Таблетки не помогают. Я не знаю, что делать».
В первый же вечер я села за свое рабочее место дома — и не отходила от него, пока не закончила большой лонгрид по истории, который давно хотела написать. Голова болела — но дело было сделано. Я чувствовала себя свободной. Я не чувствовала прессинга, жара или озноба.
Синий бланк с печатью и закрытым больничным у меня в сумке. Диагноза нет. Есть тиски на висках. Врачи не знают, что делать — и я не буду ничего делать.
Поэтому включенные в главу этапы «Избегание», «Сопротивление», «Адаптация», «Вызов», «Трансформация» стали моими самыми верными спутниками, которые, к тому же, отлично уживаются с другими техниками. Конечно, можно было бы остановится только на одном инструменте, но вместе они дают настоящий эффект синергии не только вытаскивая из концентрации на боли, но и даря ощущение маленькой победы в очень большом сражении.
Ощущать себя жертвой и концентрироваться на своей боли — это наш выбор. Я пишу эти строки, а мои виски сжимает боль. Чувствую ли я себя от этого плохо? Нет. Ведь я пишу.
Именно то, что нужно. Слово в слово. Это первый раз за всю мою книжную жизнь, когда на страницах я увидела собственные выстраданные мысли. После такого разве может что-то не получится?
Описанное ниже является личным опытом автора. Перечисленные медикаменты не являются рекламой или рекомендацией. Только болезненный опыт — и история о том, как книги МИФа могут спасать судьбы.
Источник: http://bunker22.ru