Представления памяти и представления воображения, по просьбам читателей

Опубликовано: 3.8.2017
представления памяти и представления воображения

Когда мы вспоминаем какое-либо определенное наблюдавшееся нами раньше явление, в нашем сознании возникают более или менее точные представления, относящиеся к этому явлению. Например, отвечая на экзамене о технике ходьбы на лыжах, студент руководствуется всплывшими в памяти представлениями об особенностях этой техники. Это будут представления памяти. Их характерной особенностью является более или менее точное воспроизведение того, что мы наблюдали ранее или запомнили при заучивании.

Эти особенности представлений воображения по сравнению с представлениями памяти имеют первостепенное значение. Если бы человек был ограничен только представлениями памяти, он всегда жил бы только прошлым и не имел бы возможности представить будущее. Только представления воображения позволяют нам представить будущие события и добиваться того, чего еще не было, создавать и творить новые вещи. Без представлений воображения не было бы и творческой деятельности.

Наличие в любой человеческой деятельности представлений воображения позволяет человеку выполнять эту деятельность творчески, а не путем механического воспроизведения ранее заученных движений.

Отличие представлений памяти от представлений воображения заключается в характере реконструкции, которую при этом претерпевают представления. При воспоминании это будет более или менее точное воспроизведение вполне определенного когда-то воспринимавшегося явления или уточнение в нем каких-нибудь частей; при воображении — образование дополнительных временных связей, приводящих к образованию нового образа.

Иной характер имеют представления воображения. Пытаясь воссоздать в своем воображении характерную картину горнолыжных соревнований, мы можем представить себе горный склон, покрытый снегом, группу лыжников, одетых в лыжные костюмы, их движения при спуске по склону; мы мысленно видим, как один из них упал, у другого сломалась лыжа, и т.д. Вся эта картина построена из представлений, почерпнутых из нашего предшествующего опыта. Мы видели когда-то склоны, покрытые снегом, и, когда мы сейчас представляем покрытый снегом склон, мы имеем представление, воспроизводящее когда-то виденный нами предмет. Мы, конечно, много раз и в разных условиях видели разных спортсменов-лыжников, имели случаи наблюдать, как они падали или ломали лыжи. Но той конкретной ситуации, которая сейчас возникла в сознании, никогда не было раньше в нашем восприятии: никогда мы не видели раньше именно этой группы лыжников, в таком количестве и составе, никогда не наблюдали именно этих событий в их определенной последовательности и обстановке. Все это будет уже не представление памяти, а представление воображения: мы не вспомнили, а построили в своем сознании данную картину.

При разучивании того или иного физического упражнения мы в основном имеем установку на запоминание соответствующих движений, в результате чего у нас возникают представления памяти: мы стараемся запомнить зрительные и мышечно-двигательные образы разучиваемого движения. Например, студент, вспоминая при ответе на экзамене упражнение с булавами, более или менее точно воспроизводит в своих представлениях последовательность и ритм этого упражнения. Другое дело, когда ему надо создать новое вольное гимнастическое упражнение. В этом случае он, пользуясь сохранившимися в его памяти двигательными представлениями, начинает комбинировать из них новое упражнение, которое раньше в таком именно сочетании движений никогда им не воспринималось и не выполнялось.

Представления воображения отличаются от представлений памяти по целевой установке, которую мы при этом имеем. Когда мы имеем задачу воспроизвести в памяти вполне определенное лыжное состязание, которое мы когда-то наблюдали, мы представляем себе его, имея установку вспомнить именно это, а не другое состязание, воспроизвести в памяти те события, которые случились именно на этом, а не на каком-нибудь другом состязании. Но когда перед нами стоит задача представить себе вообще картину лыжных сотязаний, мы имеем установку уже не на точное воспроизведение когда-то виденного, а на построение в своем сознании нового образа из тех элементов, которые были восприняты раньше и сохранились в памяти.

Источник: http://bunker22.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться