Активность ребёнка проявляется прежде всего в форме ориентировочной деятельности. Ребёнок живо реагирует на все новые для него предметы, в особенности на движущиеся, звучащие, ярко окрашенные, поворачивается, тянется к ним, хватает их, тащит в рот, бросает на пол и на этой основе овладевает первыми действиями.
Большую роль в развитии разных видов деятельности у ребенка играет подражание. Наблюдая движения и действия взрослых, дети пытаются воспроизвести их. Повторяя свои попытки, они постепенно овладевают сложными действиями: учатся ходить, говорить, бегать, пользоваться предметами домашнего обихода, овладевают бытовыми, гигиеническими, игровыми навыками. В процессе овладения действиями к раздражителям первой сигнальной системы присоединяются раздражители второй сигнальной системы в виде словесных указаний, вопросов, требований взрослых. Сопровождая свои требования, выражаемые словесно, показом примера, взрослые постепенно приучают ребенка зыполнять целенаправленные движения и действия. Выполняя их и слыша похвалу или порицание от взрослых, ребенок получает положительные и отрицательные подкрепления своим действиям, способствующие фиксации определённых форм поведения. Планомерное руководство со стороны взрослых имеет исключительно важное значение в развитии навыков у детей, начиная уже с того времени, когда они способны понимать речь окружающих. Ребёнок проявляет интерес к тем или другим действиям и обучается их выполнению только в том случае, если он видит, как они выполняются взрослыми, и получает от них указания.
Большое количество навыков в дошкольном возрасте приобретается в процессе игры. Эти навыки, однако, не всегда отвечают требованиям, которым они должны удовлетворять. Игра не нуждается в достижении высоких результатов действия, не требует определённого качества его выполнения. В игре ребёнок легко мирится с приблизительным сходством действия с тем образцом, которому следует.
Определённая система упражнений требуется и при обучении письму. Прежде чем знакомиться с рукописными буквами, дети упражняются в письме их элементов — палочек, крючочков, овалов, полуовалов, затем (при письме букв) учатся писать эти элементы связно, как целостный графический образ звука, и, наконец, упражняются в связном письме слогов и слов. Образование навыков связного правильного изображения букв при быстром письме продолжается даже в старших классах средней школы, пока наконец, у учеников не сформируется почерк. Наглядно процесс постепенного объединения графических элементов письма и, наконец, целостного письма слов, представляющем типические кимографические записи процесса письма учеников I, III и V классов, а также взрослого, хорошо владеющего навыком письма.